АГАПИЙ МАНБИДЖСКИЙ
Том I , С. 221
опубликовано: 1 апреля 2008г.

АГАПИЙ МАНБИДЖСКИЙ

[араб.      , Махбуб (греч. ̓Αγάπιος) ибн Кустантин], еп. г. Иераполь (Манбидж, Маббуг в Сев. Сирии), правосл. араб. летописец 1-й пол. X в. Ок. 941 г. составил всемирную хронику - «Книга титулов» (    ( Китаб аль-Унван)), одно из первых исторических произведений христиан на араб. языке. Повествование, начинающееся от сотворения мира, доводилось, видимо, до времени А. М., однако концовка летописи утрачена (текст обрывается на 777 г.). Хроника делится на 2 части, первая содержит пересказ ветхозаветных событий, неск. непоследовательное изложение к-рых неоднократно прерывается перечнями персид. царей, егип. Птолемеев, эпизодами из рим. истории и биографии Александра Македонского, хронологическими расчетами и выкладками. Особое внимание автор уделяет оценке текста Библии как исторического источника; единственно истинным ее вариантом он считает Септуагинту и критикует евр. и сир. редакции Свящ. Писания как «сокращенные и испорченные». Кроме того, «Книга титулов» включает сведения по географии, этнографии и др. областям знаний, представляя собой своего рода краткую энциклопедию. Вторая часть летописи повествует о новозаветных событиях, а также о событиях раннехрист. церковной истории, дает краткие сведения о рим., визант., персид. монархах, описывает ход Всел. Соборов. Сжатое отвлеченное повествование становится более подробным с нач. VII в. Светская история вытесняет церковную, события в халифате отодвигают на второй план визант. Самосознание А. М. отличается ярко выраженным сироцентризмом: он ощущает себя скорее человеком Востока, чем визант. мира. Финальный отрезок летописи содержит ряд уникальных сведений, отсутствующих в др. источниках. В своей работе А. М. опирался в основном на грекоязычных авторов: Иосифа Флавия, Юлия Африкана, Евсевия Кесарийского и др. Повествование о событиях VII-VIII вв. восходит к сир. источникам: анонимной христ. хронике, составленной в Сирии в сер. VIII в., и историческим трудам маронитского ученого Феофила Эдесского († 785). Использовал А. М. и арабоязычных, в т. ч. мусульм., авторов (возможно, через посредство Феофила). В свою очередь труд А. М. охотно цитировали позднейшие арабо-мусульм. писатели (напр., аль-Масуди); в христ. среде эта хроника имела широкое хождение в течение последующих 9 столетий.

Изд.: Agapius, ep. Mabbugensis. Historia Universalis / Ed. P. L. Cheikho // CSCO. Arab. Ser. 3. P., 1912. T. 5; Kitab al-‘Unvan: Historie universelle par Agapius (Mahboub) de Menbidj / Ed. et trad. A. Vasiliev // PO. T. 5. P. 557-692; T. 7. P. 457-591; T. 8. P. 397-550; T. 11. P. 1-144.
Лит.: Розен В. Р. Заметки о летописи Агапия Манбиджского // ЖМНП. 1884. Янв. С. 47-75; Васильев А. А. Агапий Манбиджский, христианский арабский историк X века // ВВ. 1904. Т. 11. С. 574-587; Graf. Geschichte. Bd. 2. S. 39-40; Linder J. // ZKTh. 1916. Bd. 40. S. 191-199; Vandenhoff B. Über die in der Weltgeschichte des Agapius von Menbig erwähnten Sonnenfinsternisse // ZDMG. 1917. Bd. 71. S. 299-312; 1918. Bd. 72. S. 157-160; Breydy M. Richtigstellungen über Agapius von Manbig und sein historisches Werk // Oriens Chr. 1989. Bd. 73. S. 90-96.
К. А. Панченко
Рубрики
Ключевые слова
См.также